Как авторское право вредит распространению книг

Профессор Пол Хилд из Университета Иллинойса провел интересное исследование под интригующим названием «Как авторское право заставляет исчезать книги и музыку» (via), в ходе которого он собрал выборку книг из Амазона (как самого крупного и универсального продавца книг в интернете) и проанализировал их распределение по годам издания. Затем, скорректировав распределение по уникальным книгам (избавившись от переизданий, которые, разумеется, завышают долю старых книг), он получил следующую картину:

Картина в достаточной мере неожиданна — оказывается, шансы купить книгу, написанную и изданную впервые в 80-х годах ХХ-го века, гораздо ниже, чем для книги, увидевшей свет в 1910 году. Какова же причина? Профессор называет в качестве таковой авторское право — последние изменения в законах об авторском праве, принятые в 1998 году, настолько эффективно защитили все произведения, впервые опубликованные после 1923 года, что эффект виден невооруженным глазом. 

Картина выглядит даже еще более характерной, если учесть, что 100 лет назад книг издавалось гораздо меньше, чем сейчас. Хилд перевзвесил эти данные на общую издательскую активность и получил следующую диаграмму:

Кстати сказать, этот  же эффект в свое время наблюдали все советские читатели. До 1973 года вся зарубежная фантастика публиковалась в СССР совершенно свободно, без каких-либо ограничений и выплат автором. После присоединения СССР к Бернской конвенции о защите авторского права бурная река хорошей фантастики превратилась в скромный ручеек буквально нескольких десятков наименований в год — за издание надо было платить гонорары авторам, причем валютой, а те (в основном издательства, конечно) не очень рвались продавать права в непонятную страну за бесценок.

Subscribe
Сообщать
guest
4 комментариев
старые выше
новые выше популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Мадина

Вот не запомнила имени писателя, который провел эксперимент по выкладыванию своих новых произведений в свободный доступ. Параллельно те же книги продавались в бумажном виде в магазинах. По итогам — спрос на бумажные произведения на этого автора в оффлайне даже вырос. Те, кто прочел его произведения бесплатно, впоследствии приобретал другие книги в бумажном виде, став поклонником творчества этого автора.
Но этот рецепт только для талантов ).

Aleksey Pryakhin

есть еще статитика от Сергей Лукъяненко — http://dr-piliulkin.livejournal.com/341315.html

Мадина

Его б я запомнила. Тот ненашенский был )).

Kemosabe

Да, знатная шизофрения вся эта антипиратская политика. Пытаться защитить произведения от просмотра и одновременно пытаться их впарить.