Политики не идиоты, у них просто свои интересы

Давно мною любимый Гленн Рейнольдс (посмотрел, что впервые я его упоминал в этого блоге в 2003-м году) написал прекрасную колонку «Политика для политиков», в которой очень просто показывает, что любые действия политиков — вовсе не идиотизм, как это часто кажется рядовым гражданам, а просто преследование собственных интересов:

This analysis goes far beyond buses. The explanation for why politicians don’t do all sorts of reasonable-sounding things usually boils down to “insufficient opportunities for graft.” And, conversely, the reason why politicians choose to do many of the things that they do is … you guessed it, sufficient opportunities for graft.

That graft may come in the form of bags of cash, or shady real-estate deals, or “consulting” gigs for a brother-in-law or child, but it may also come in broader terms of political support and even in opportunities for politicians to feel superior or to humiliate their enemies. What all these things have in common, though, is that they’re not about making life better for voters. They’re about making life better for politicians.USAToday

Нет, какое-то количество идеалистов, чьи решения и поступки продиктованы некими высокими духовными идеалами, имеется в любой политике. Только стоит сразу учесть, что даже в этом случае эти идеалы имеют какую-то личностную проекцию — ну, скажем, человеку нужен поток положительных эмоций, которые он получает от окружающих, выступая с прекрасными идеями. Это справедливо не только для политики — я, рассказывая стартапам о развитии продукта, обязательно говорю, что их продукт в частности и вообще весь стартап должны служить удовлетворению главной потребности — чтобы автор проекта получил удовольствие. Потребности пользователей и защита окружающей среды — это уже потом, как вторичная цель.

Текст Рейнольдса хорош еще как иллюстрация того, что часть наших сегодняшних проблем вполне естественна для человеческой цивилизации вообще, причем, кажется, не только на данном этапе развития. Кажется мне, что и в средние века какие-то явно иррациональные властные решения имели в основе вполне меркантильные резоны. Вопрос только в том, как резонам политиков противопоставлять собственные резоны и добиваться их учёта.