Как не работают языковые квоты

В “Зеркале Недели” сегодня вышла статья Виктории Сюмар (глава комитета ВР по свободе слова и информационной политике) про то, что надо заниматься информационной политикой и как мы до сих пор этого не делаем. Казалось бы, уж не в предверии трехлетия собственных полномочий на таком посту политику приличествует настолько критически подходить к положению дел в собственной сфере деятельности, но тем не менее всё плохо и так далее. Во всем тексте прослеживается слабо скрываемое желание всё плохое запретить, чтобы всему хорошему досталось внимание аудитории, и в качестве примера приводятся пресловутые квоты на радиовещание.

Один из способов стимулирования развития украинского информационного пространства, который пришлось взять на вооружение, — это квоты. “Это не либеральная и слишком регламентирующая мера”, “это невозможно в современном открытом мире”, “это не будет работать, ибо диктует рынок и потребитель”, “у нас нет столько украиноязычного качественного продукта, чтобы обеспечить 24 часа эфира” — это только часть аргументов, которые месяцами доводилось слушать, вводя квоты на украинскую песню в радиоэфире.

И вот через год у нас есть результат. Весь этот год действовала квота в 25%, с ноября — установленный законом на радио минимум — 30% песен. Но ситуация оказалась куда более оптимистичной, чем наши самые смелые предположения. Уже сейчас реальная часть украинских песен в радиоэфире — свыше 40%. Почему? Все просто. Да, рынок отрегулировал. Украинцы могут производить качественный музыкальный продукт и, главное, хотят его слушать. Он имеет высокий рейтинг.

Я немало за последние пару лет положил собственных усилий на знакомство и посильную популяризацию украинской музыки. В “Терминале 42” проходили концерты самых разных исполнителей и мы с удовольствием придумаем что-нибудь еще. Но, поскольку иногда я еще и слушаю радиоэфир, я должен сказать, что любой, приводящий в пример победы украинского продукта квоты на радио, очень сильно стремится выдать желаемое за действительное.

К сожалению, спустя год действия квот картина выглядит примерно так — у каждой радиостанции есть какой-то свой формат, который она пытается соблюдать и ради которого её и слушают. Просто теперь этот формат составляет 70% эфира. Остальные 30% — это нечто украинское, не вызывающее отвращения у владельцев радиостанций. Причем что именно — зависит от конкретного распорядителя эфира. Одесское “Просто Радио” ставит практически только Вакарчука и Океан Эльзы, Радио РОКС половину квот выполняет “Братами Гадюкиными”, особо отличилась одесская же “Радио Feel”, которая в среднем несколько раз в день ставит “Шукаю тебе” в исполнении Сергея Мазаева и “Морального кодекса”. Украинская часть эфира легко распознается в любом эфире — она никак не влезает в формат радиостанции и вообще сильно отличается просто по саунду. И, наконец, объем украиноязычной ротации постыдно мал — никто не ставит новые и интересные группы, потому что — а зачем? В итоге даже человек, очень интересующийся украинской музыкой, просто относится к этой части эфира как к неизбежному злу, которое надо перетерпеть — чуть менее неприятно, чем рекламная пауза, но точно не то, ради чего стоит выбирать радиостанцию.

Ну, и понятно, что молодые, талантливые и даже гениальные украинцы, поющие на английском, в эфир не попадут вообще никогда. Ну, например, прекрасные SINOPTIK, выигрывавшие звание лучшей молодой группы Европы, или почти все песни Zetetics. Или Postman. Или “Let me” Панивальковой. Не говоря уже о экстремальных примерах типа Жадана с Собаками, Kozak System или Вагоновожатых. И рынок тут, конечно, не причем.

Прокомментировать:

13 Комментарий на "Как не работают языковые квоты"

Сообщать
Сортировать по:   новые выше | старые выше | популярные
Участник

Іншими словами, переконати музичних редакторів, що сидять у Києві, в тому, що українська музика не обмежується “Океаном Ельзи”, Ламою та “Другою рікою” – це виявилося складніше, ніж провести адміністративні обмеження…

Те саме радіо “Шансон” замість крутити цілком форматну для них українську гітарну та бардову музику, ту ж “Вону” від Плачу Єремії, чи сучасні солдатські пісні від ветеранів АТО – вліплює того ж Вакарчука чи навіть… Соню Кей. Маянчя на кшталт російських редакторів, в яких українська музика зводиться до “Червоної Рути”, а білоруська – до “Касіу Ясь канюшину”

Участник

Сергей, Вы же не эксперт в области (впрочем, как и я), я понимаю, что сейчас популярно писать – бизнес молодец, а государство дурачок, только это не совсем тот случай. Для начала хотел бы я знать, каким нужно быть дном, чтобы забивать болт на 30% своего эфира и не подбирать подходящий контент? Это ж насколько должно быть пофиг на свою репутацию и своего слушателя, что бы творить такую ересь? Скажете песен нет? отвечу -БРЕД! Украинской музыки огромное количество в любых жанрах, но её нужно подобрать, проанализировать, пошерстить разные сервисы вроде Sound Cloud. Вы думаете кто-то этим занимается? Или украинская музыка – это то, что крутят по М1/М2 и всё? Нет. Совсем нет. Просто ленивые и зажравшиеся радиостанции привыкли, что они с позиции барина, наблюдают за холопами музыкантами у своих дверей, которые молят о ротации и эти самые музыканты уже давно поняли, что идти на радио нет смысла, там не поймут, там не привыкли что-то искать. Музыканты давно сменили приоритеты и работают на интернет и связанные с ним сервисы, а радио осталось в 90х. Ни один уважающий свой вкус меломан не слушает радио в поисках чего-то свежего и нового, там можно услышать только старое доброе (в лучшем случае), поэтому всё то что Вы написали, это проблемы радио, а не государства и тем более украинской музыки. Пусть привыкают искать годный контент, потому что сам он к ним не придёт, они 25 лет считали себя стартовой площадкой, теперь это не так.

Участник

Проблема радіостанцій очевидна. Мені особисто гріє душу помітне збільшення рідного слова в радіоефірі. Проблема в обмеженості пропозиції радіостанцій. Чи, навіть, умисному, такому собі, саботажі. Але, навіть на Радіо РОКС мені завжди приємно почути нашу музику. Хоч і стару й у такій скудній підбірці. У нас дійсно багато напрочуд якісної та різноманітної музики. Було б добре щоб радіостанції більш професійно й доброчесно робили свою роботу. І, на мій погляд, це вже стосується не тільки українського контенту.

wpDiscuz