Musica ex machina

Мы же все уже давно привыкли к использованию компьютеров в музыкальном творчестве — они позволяют сделать очень много работы, могут сыграть любую мелодию любым инструментом, обработать как угодно. Дискуссии о том, могут ли компьютеры писать музыку, ведутся давно, причем чаще с этических соображений — а нужно ли вообще позволять компьютерам это делать?

Но, пока одни дискутируют, другие делают. Еще в прошлом году два аналитика «Яндекса» — Леша Тихонов и Ваня Ямщиков, — решили развлечься и натренировали небольшую нейросеть на творчестве Егора Летова. Результатом стал целый альбом группы, названной ими «Нейронная оборона», целиком выдержанный в стилистике «Гражданской обороны» и очень неплохо ей соответствующий.

На этом ребята не остановились и продолжили обучать нейросеть. Следующим этапом стала музыка в стиле Скрябина, которую аранжировала смотритель музея композитора и затем исполнил небольшой ансамбль на открытии конференции YaC этим летом.

Кстати, тема классики продолжила развиваться — нейросеть вместе с французскими аранжировщиками сейчас пишет симфонию, которую представят в Париже 26 мая 2018 года.

И вот свежая новость от ребят — они решили заняться джазом. Натренированная на 8000 джазовых композициях сетка написала мелодию, которую аранжировал известный российский джазмен Вадим Эйленкриг, и пару недель её представили вместе с маркой бурбона «Wild Turkey».

Если интересно посмотреть, что именно сочинила сеть и что внес в произведение аранжировщик, то вот как выглядел исходник композиции.

Дискуссии, разумеется, будут продолжаться — так, например, Алексей Ботвинов, известный пианист и организатор фестиваля Odessa Classic, когда я ему показал композицию в стиле Скрябина, сказал, что это очень интересно, но он категорически против того, чтобы машины писали музыку. Но кто ж знает, что нас ждет в будущем?