Contribute and Listen

Благодаря Диме Смирнову прочитал «Правило жизни» для разработчиков и захотелось ответить подробно.

То же самое простыми тезисами:

  • Предлагаешь — спасибо!
  • Добавляешь к продукту группы — замечательно!
  • Критикуешь и предлагаешь что-то взамен — хорошо!
  • Просто критикуешь и не даешь решения — пшёл к черту!

Я подобную логику встречал уже довольно много раз. И я понимаю, насколько она правильно выглядит — и одновременно не раз видел, к чем может привести следование ей.

Довольно часто команда, работающая над продуктом — будь-то сервис в интернете или программа для десктопа или даже проект не из IT, — делает это достаточно замкнуто. И пока продукта еще нет, действительно, приход человека с критическими соображениями команду расшатывает — ведь критиковать-то нечего, идти можно только в одном из возможных направлений, ничего хорошего в попытке идти сразу на все четыре стороны обычно нет.

Но, предположим, команда дожила до некоего момента, когда что-то можно и нужно показать постороннему взгляду — например, сроки подошли или продукт получился. Довольно часто посторонний взгляд обалдевает от того, что ему предстало, и не очень лицеприятно сообщает свои впечатления — поверхностные ли, глубокие ли, не суть важно в данном случае. Важно другое — команда, взлелеявшая продукт, сплотившаяся вокруг него, занимает круговую оборону с процитированными выше «простыми тезисами» — «Будь конструктивен», «Критикуя — предлагай» и так далее. Нелепость подобной позиции очевидна многим, но не самой команде. Давайте посмотрим, чем эта позиция нелепа.

Во-первых, любая критика самоценна. Понятно, что команде было бы очень приятно не только узнать о проблеме в своем детище, но и тут же узнать путь ее устранения, но разве половина этого — сообщение о проблеме, о которой команда до этого не знала/не увидела/сочла незначительной, — не является достаточно полезной сама по себе? Предположим, что эта же проблема вылезет не в закрытом бета-тестировании, а на коммерческой презентации продукта — вам очень хочется понять, что чувствовал Билл Гейтс на презентации Windows 98, что ли?

Во-вторых, подобная позиция однобока. Предположим, что вы разрабатываете компьютерную игру и тестер сообщает вам, что игра вылетает при одновременном нападении трех оранжевых монстров слева и двух зеленых сзади. Придет ли вам в голову воскликнуть «Критикуя — предлагай» и потребовать от бедного тестера немедленно разработать воркэраунд этого бага с учетом того, что нападение зеленых монстров сзади является фирменной фишкой игры, а «уйти на золото» игра должна была вчера? Вряд ли — что не мешает именно так реагировать на сообщение о совершенно нелогичном поведении веб-страницы на сервисе.

В-третьих, команда, мягко говоря, рискует. Что она будет делать, если критикуя, предложат? Получается, что довольно много народу долго сидело-думало, работало, а пришел совершенно чужой человек, полчаса посмотрел на продукт, ткнул пальцем в серьезную проблему и тут же рассказал, как сделать правильно? А что тогда делала эта толпа народу — ежедневно крутила гайки на 18? Моральный ущерб обеспечен — точно вам говорю.

Так что настоятельно рекомендую добавить к списку тезисов еще один — «Критикуешь — спасибо, принято к сведению». А там, глядишь, и действительно научитесь принимать к сведению.