Человек и дядя Том
В октябрьском номере журнала Atlantic вышла интересная статья — мне её подсунул рекомендательный механизм Apple News, за что ему спасибо. Я, правда, не знаю, какое количество людей из современности читало в школе “Хижину дяди Тома” Гариэтт Бичер Стоу, но мы её действительно изучали, поэтому книгу я помню хорошо.
Статья в Atlantic посвящена истории жизни человека, ставшего прототипом дяди Тома — если точнее, его автобиография вдохновила писательницу на создание бестселлера XIX века. Джосайя Хенсон родился в 1789 году в рабстве в Мэриленде, дорос из простого раба до надсмотрщика, в 1830 году вместе со всей семьей — женой и четырьмя детьми, — убежал от хозяина и обосновался в Канаде. Там он основал небольшое поселение для бывших рабов, научился читать, организовал побег и переправку в Канаду для 118 рабов (это почти рекорд среди аболиционистов) и в 1849 году издал автобиографию. Впрочем, как я понимаю, это была книга воспоминаний, литературно обработанная его соавтором.
Прежде всего, довольно неожиданный факт, плохо укладывающийся в наши стереотипы (и в статье показано, что и в американские тоже), что Мэриленд, штат, который находится даже севернее Нью-Йорка, был рабовладельческим. Если почитать историю, то перед началом гражданской войны 1861-1865 годов половина негритянского населения штата были рабами, м в штате пришлось ввести специальное положение, отменить неприкосновенность личности, арестовать нескольких видных деятелей, ратовавших за рабство — в общем, предпринимать довольно жесткие меры. Именно бунт в Балтиморе принято считать первым кровопролитием Гражданской войны, а четверть из тех, кто участвовал в войне от штата, делали это на стороне конфедератов. Тут уже можно провести массу параллелей с Украиной, правда?
Но мне запомнился один из эпизодов, описанных в автобиографии — когда Хенсон как надсмотрщик вез группу рабов из поместья своего хозяина в поместье кузена в Кентукки и оказался в Огайо — штате, где рабовладение было запрещено. Там они встретили группу негров, которые объясняли им, что это глупо — идти сдаваться новому хозяину, когда они могли бы остаться в Огайо и жить свободными. Хенсон, однако, будучи человеком слова и проповедником для рабов на плантации (и, возможно, потому что его мать оставалась в поместье его хозяина в рабстве), приказал всем сесть обратно в лодку и продолжать путь.
Статья, цитируя некоторые фрагменты его автобиографии, затрагивает очень интересные моменты в психологическом плане — и в этом тоже можно провести параллели с сегодняшним днём. Чего стоят диалоги (уже из “Хижины дяди Тома”) белых девушек, одна из которых, будучи южанкой, отрицает, что она защищает рабство, а то, что она владеет рабами – ну, разве никто в этом мире не делает то, что считает неправильным, и не раскаивается потом в этом? Это, конечно, самое красивое выражение на тему “Всё не так однозначно” за 170 лет до того, как оно стало популярно.