Возвращение гитары
Какое-то количество людей знают про меня, что я люблю играть на гитаре. Если точнее — на гитарах. За много лет у меня собрался небольшой гитарный арсенал, начиная с самой первой моей гитары, купленной для обучения в музыкальной школе в 1985 году. И какое-то время назад у меня появился довольно странный экземпляр
Основная странность заключалась в том, что на гитаре, которая впервые оказалась у меня в руках лет 12 назад, я ни разу не играл. Изначально её покупали для музыкальной комнаты в одесском офисе Яндекса и она выглядела очень круто — Ibanez RG420EG, с тремоло типа Floyd Rose (Edge III, если точнее) и сопутствующими штуками в виде топ-локов и микроподстройкой. Но прожила она очень недолго — как так случилось, мне неизвестно, но у гитары лопнул гриф в месте перехода в головку. Тогда даже нашли какого-то мастера, но мастер заявил, что это маловероятно, он, конечно, попробует — в общем, не получилось, тем более, что именно в этом месте натяжение струн работает на разрыв любой попытки что-то склеить.
Так гитара и лежала несколько лет, а когда офис по результатам блокировки компании сворачивался, я попросил отдать её мне — даже не знаю, зачем. И она продолжила лежать у меня дома.
Я периодически пробовал поискать для нее новый гриф. Но в Украине это практически нереально — разве что найти «донора», то есть гитару, где сломано всё остальное и остался только целый гриф, — а найти что-то в западных магазинах мешало огромное разнообразие вариантов. Ibanez выпускает гигантское количество разновидностей гитар даже в рамках одной серии, и мне совершенно не хотелось заказать (за не очень малые деньги) гриф и решать проблемы с его установкой, если он чуть-чуть не такой, как надо.
Совсем недавно я таки нашел то, что надо — вот некий австрийский магазин, вот гриф, точно нужной модели и даже цвет совпадает. Честно говоря, я долгое время просто держал страницу в закладках, не решаясь заказать — оно приедет, придется ставить, а как это делать, да ну его… Но в итоге заказал.
Думаете, проблемы закончились? Ничего подобного — австрийские гитарные магазины в плане пунктуальности дадут 1000 очков вперед любому Дойчебану и все равно выиграют, поскольку просто не приедут. Через пару недель после заказа, не получив никаких сообщений (кроме списания денег), я написал им письмо «А где?». И получил … автоответ «Нас нет и не будет еще неделю». Через неделю они ответили «Извини, у нас этого нет, мы ждем поставку из Японии, буквально еще неделю». Я периодически напоминал, они периодически не отвечали — в общем, я заказал в сентябре, а на этой неделе попросил вернуть деньги.
Потому что я понял, что дождаться невозможно, и решил исследовать вопрос ремонта грифа. Может, все же не так уж прав давешний мастер, десять лет назад рассказавший, что склеить его нельзя?
В общем, оказалось, что неправ он полностью. В интернете полно рассказов о том, как это сделать и даже каким клеем это делать. Я решил поверить рекламе, что после применения клея место соединения становится крепче остальной древесины, и выяснил совсем неожиданное — рекомендуемый клей Titebond III в большом количестве присутствует на полках любого «Эпицентра». Осталось доехать до магазина, накупить, кроме клея, струбцин, зажимов и обезжириватель и приступить.
Процедура оказалась простой — запрыскать дерево обезжиривателем, подождать испарения, дальше налить в разлом клей, размазать его равномерно (я взял обычную салфетку), сжать и закрепить F-образной струбциной. Для верности добавил пару зажимов и начал ждать. Рекомендации производителя клея — манипуляции должны уложиться в 10-15 минут (лучше 8-10), а затем держать не менее 24 часов.
Не скрою, что с замиранием сердца снимал струбцины — всё ждал треска. Через некоторое время начал натягивать струны — тоже всё время ожидая потрескивания грифа. Одновременно клял себя за эксперименты — решил купить струны чуть толще предыдущих, а это означает более сильное натяжение, то есть большую нагрузку на отремонтированный гриф.
А потом перестал волноваться — ну лопнет, оно так и было больше 10 лет, если что. Задача настройки гитары с Floyd Rose прекрасно вытеснила волнения — это оказалось нетривиально, особенно с изменением калибра струн. Я так тщательно вообще никогда не настраивал гитару за 40 лет, что играю на ней 😊, причем разошелся и даже проверил мензуру на каждой струне. А потом подождал, чтобы струны сели, и опять начал настройку.
На этом тоже не закончилось — звукосниматели на гитаре отличаются невысоким уровнем сигнала и пришлось их немного поднять.
И вот теперь полностью готовая к нерегулярным упражнениям гитара заняла своё место на стойке и я смог её сравнить с остальными. Очень интересно, хотя и непривычно. Осталось еще немного напомнить австрийцам про возврат денег и эпопея десятилетия будет закончена.