Об авторе и публике

Саша Плющев пишет замечательное об отношениях между автором и аудиторией:

Все больше убеждаюсь в банальной, по сути, мысли, что автор должен формировать аудиторию, а не она его. Угадать, что хочет аудитория и пытаться ей угодить — занятие совершенно бесперспективное. Поэтому, при создании любого творческого продукта абсолютно бессмысленно ориентироваться на всякие опросы, фокус-группы, рейтинги и прочую маркетологическую дребедень.

Словом, выбор тут крайне небольшой. В одном случае ты рискуешь и воспитываешь аудиторию, диктуешь и навязываешь ей свой вкус и стиль. Можно и провалиться, особенно поначалу, но можно и выиграть. Либо ты идешь на поводу у публики и можешь даже поначалу вроде зацепиться, “поймать волну”, но потом она тебя совершенно точно сожрет со всем твоим говном. В любом случае, первое интересней.

Еще в Сашином тексте есть ссылка на Дмитрия Бутрина, который рассуждает о большей подверженности именно интернет-СМИ мнению аудитории.

Рискну предположить, что дело не только в творческой самостоятельности. Человек, пытающийся подстроиться под желания аудитории, изначально вторичен и несамостоятелен. Прочность цепи определяет ее слабейшее звено, а средний вкус или интерес аудитории, как правило, фокусируется ближе к нижней части общей массы интересов. Не путайте со стандартно большим интересом массовой аудитории к предметам «ниже пояса», хотя что-то общее тут есть.

Человек же, реализующий свои идеи, изначально находится в более выгодном положении — у него нет никаких ограничений, кроме, разве что, физических. Разумеется, в процессе работы над гениальной идеей надо что-то есть и на что-то осуществлять эту идею, но по мере развития человечества и технологий эту ступеньку брать все легче.

Правда, легче становится не только талантливым, но и наоборот. Когда несколько лет назад говорилось о том, что сделать свой проект в интернете очень просто, мало кто задумывался, что эта простота одинакова как для оригинального проекта, так и для откровенной желтизны.

Впрочем, это совершенно не оригинальная проблема. Помнится мне роскошная статья в молодежном журнале «Парус» конца 80-х о том, как музыканты, становясь популярными, начинают делать то, что нравится публике. Наверняка, когда негритянский джаз конца XIX века начинал набирать популярность, кого-то коробило стремление начинающих бэндов играть песенки попроще. История музыки наверняка хранит тысячи имен музыкантов эпохи Возрождения, пользовавшихся популярностью в Европе — а подлинно ценные произведения на слуху до сих пор.

Короче, время всё и всех рассудит. Конечно, в борьбе с ним погибнут и относительно ценные экземпляры, но до сих пор человечество с этим справлялось.